Образовательный Союз главная заказ каталог публикации


Образовательный союз

 
1.
2.
3.
4.Выбрать говые работы
Отправить сообщение
 


 Полезное

Заказать автоматические ворота в Рязани


"Пепел и снег" (рецензия на док.фильм, для студента, предмет философия)



«Пепел и снег» - проект Грегори Колбера (Colbert), представляет собой видеоряд сцен из живой природы, сопровождающихся музыкой и периодически появляющимся текстом. Основные герои фильма животные и человек. Существуют особенности в выборе автором своих героев. Животные подобраны не банальные, а по-настоящему дикие, грациозные, сохраняющие природную свободу и независимость. Например, это гепард, каракал, птица носорог, ибисы, журавли, ламантины и т.д. Люди так же не обычные, это зачастую носители традиционной (охотники, собиратели) или духовной (монахи) культуры. Они для режиссера объект подражания и именно их отношение к природе он пытается передать в фильме. Часто герои дети, очевидно смысл этого, в том чтобы показать еще не испорченный цивилизацией мир людей, с его мифическим мировоззрением, высокой духовностью, где, по мнению автора, нужно искать человеческие корни, основы мироздания и ядро природы.
С одной стороны смысл фильма очень сложен - здесь переплетаются проблемы поиска смысла жизни, проблема смерти и вечности, проблема определения места человека в мире, открытия истинной красоты и ценностей и т.д., а с другой идея фильма очень проста - фильм о жизни, во всех ее проявления, а это значит обо всем.
Явная цель фильма показать, что между человеком и животным миром нет различий и преград для общения и мирного сосуществования. Показано единство человека и природы, возможность гармоничного сосуществования всего живого. Это основная тема этого произведения.
Во всех средах (вода, воздух, земля) человек представлен не как властелин животного мира, а как его составная часть. Так, например, человек показан в толще воды плывущим вместе с китами, в другом кадре человек словно «вплетен» в тела слонов (слон несет на хоботе девочку или человек спит на теле слона), семья гепардов и среди них девочка, птица танцующая с человеком и т.д. Часто создается зеркальный образ, когда с одной стороны человек с другой животное. Например, хорошо это заметно в водной среде при подводных съемках - вверху плывет слон, а напротив падает на дно человек в такой же грациозной позе, как плывущее животное.
На экране постоянно отмечается переплетение человеческих и животных тел. Образы подобраны таким образом, что бы части тела животного «вплетались» в человеческий образ, например, молящийся мальчик, за спиной которого крылья ястреба или девочка с сурикатой на голове, которая словно дополняет ее прическу. В таких образах сразу сложно разобраться, где кончается животное и начинается человек. Постоянное соединение в кадре человека и животных, конечно, символизируют их близкие, родственные связи. Эта родственность показывается в фильме, например, в кадре, где человек копирует позы или поведение животных, или животные выступают в роли человека. Зачастую в фильме образы человека и животных вообще не разделяются. Это словно одна семья, единое целое - девочка гармонично «вплетена» в стаю гепардов среди величественных песков, сурикаты, использующие голову человека для наблюдений, слоны купающие ребенка. Особенно, меня впечатлили сцены, где человек плывет вместе с китами, словно часть стаи, копируя движение и поведения детенышей этих гигантов. Или фрагмент где из растворившегося рыбьего косяка появляются две фигурки человека, словно застывшие рыбки.
Все живое в фильме словно объединено общим символическим языком. Этот язык выражается в мимике, пластики, движении, позах, взглядах животных и людей. Настоящее и прошлое, реальное и мифологическое сливаются, т.е. показано абсолютное единение всего живого, в пространстве (разные ландшафты), во времени, в движении. Жизнь показана как своеобразный танец и человек должен занять в нем свое место.
Человек показан как песчинка в мире и его истинное место не роль «повелителя», а роль «брата» всего живого. Человек здесь показан в своем естественном состоянии, без машин и инструментов. Человек не только телом, но и мыслями погружен в этот мир, происходит полное растворение в нем и тела и духа. Таким образом, автор открывает общий для всего живого символическим мир.
После просмотра фильма, жизнь человека я бы представил в виде полета птицы. Начало жизни (рождение) птица отрывается от земли и взмывает в небо. В процессе полета она парит над неподвижными и безмолвными равнинами, проносится над ревущими штормами, борется со встречными ветрами. В итоге полет птицы прерывается и она планирует на землю.
Другое важное направление в фильме это обращение к вопросам конечности жизни отдельной особи и бесконечности жизни в целом. Показано временность пребывания человека среди живой природы. Жизнь в кадре не имеет начала и конца. Фильм можно смотреть с любого места и в любой последовательности. Видеоряд символизирует постоянный поток жизней. Неслучайно в фильме чаще представлены либо дети, либо старики, что показывает у человеческой жизни есть начало и конец, а что бы человек не ощущал эту конечность нужно вернутся к истокам, там став частью этого жизненного потока, человек потеряет ощущение конечности и его жизнь не станет только подготовкой к смерти. Жизнь, словно, в какой то духовной субстанции плывет по ее бескрайним просторам. Вспоминаются слова отечественного биолога И.И. Акимушкина: - «Одни приходят, другие уходят, жизнь бесконечна в твореньях природы….».
Через природу автор показывает истинную свободу, которая дана человеку от рождения. Автор словно просит человека остановится, оглянутся и увидеть, что истинный смысл жизни ни в материальных ценностях, смысл в созерцании прекрасного, причастности к нему и творении его. Тайну мироздания человек может постичь, только вернувшись в лоно природы, а для этого он должен  вновь научиться  понимать ее, и автор пытается научить человека этому.
Фильм учит человека видеть, слышать и понимать красоту. Причем настоящую красоту, которая появляется только в гармонии живых существ. Для этого режиссер убрал из картины яркие цвета. Создано светло-коричневое изображение (тон амбре и сепии). Яркие цвета мешали бы человеку видеть истинную красоту окружающего мира, т.к. здесь красота понимается очень глубоко. Красота в фильме показана как духовная составляющая живого. Проявляется она как раз в мимолетном движении, неожиданной позе, мельком брошенном взгляде. Особенно меня удивила в этой работе пластика и грация, каждый герой неотделим от ландшафта, он как будто в нем существовал всегда и именно так должно быть и иначе быть не может. Если убрать кого-то из картинки, то она сразу потеряет свое изящество, т.е. только единение всего живого, его слияние и взаимопроникновение порождает истинную красоту и для такой красоты искусственная яркая «оболочка» в виде цвета или насыщенных предметами ландшафтов не нужна. Ландшафты предельно аскетичны, словно показывает, что богатство нужно искать не в материальном мире, а в духовном.
Автор призывает человека обратится к своему сердцу, полагая, что в нем остались частицы «дикого» мира, в котором и есть спасение современного общества.
Фильм провозглашает победа духа над материей, отсюда такая «воздушность», «грациозность», «пластичность» образов. Это такой эстетический протест против материального мира, уничтожения живых существ, эгоистичного поведения человека.
Временами на экране появляется текст, на тему взаимоотношений человека и природы. Например, такое: - «важно не то, что написано на листе, а то важно, что записано в сердце» или «пусть слова и образы омоют твое тело как волны…». Здесь язык тоже символичен, он дополняет зрительные и слуховые образы. Конечно, подобные фразы в фильме достаточно банальны, но тем не менее их можно продолжить, так вспомнились слова Гете: - «Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
Дать название подобному фильму очень сложно. Автор, называя свое произведение «Пепел и снег», очевидно, делал их символами двух внешнее схожих, но по происхождению противоположных явлений: снег - проявление природной стихии, пепел - сейчас продукт атаки человека на природу. Если же объединить снег и пепел внешне сложно их разделить, для этого нужно заглянуть глубже, т.е. вернутся к истокам их происхождения. Именно это и призывает сделать человека автор фильма.
Конечно сама идея фильма - единение человека и природы, обретение человеком свободы и счастье в слиянии с ней  не уникальна, это особое направление в современной философии, культуре и искусстве. В живописи это проявляется включением антропоморфных черт в картины природы и напротив «животных» черт в картины людей.. В музыке это особое направление, где звуки естественной природы включены в современные музыкальные формы. Из кино сразу после просмотра «Пепла и снега» вспомнился голливудский фильм «Инстинкт» с Энтони Хопкинсом в главной роли, где слияние человека с природой оказалось таким сильным, что человек потерялся в ней, не в силах отделит себя от своих животных собратьев. Из последних творений киноиндустрии близкий идейный смысл имеет «Аватар», где в фантастическом народе «нави» сплетены черты и животных и человека, а все живое на их планете пронизано общей духовной связью, по сути, представляет единый организм. Если в «Пепле и снеге» единство живого поддерживается за счет особого символического языка, то в «Аватаре» это осуществляется через духовную связь всего живого.
Таким образом, в работе «Пепел и снег» автор, по сути, представляет зрителю другом мир, где человек - гармоничная, не отделимая часть живой природы. Режиссер видит в этом спасение человека от жестокости, страхов, вражды, суеты. Возвращение к истокам,  к природе, единение с ней это основная идея фильма, которую развивал еще Ж.Ж. Руссо, но актуальность, которой в наши дни только увеличивается. Режиссер создает своего рода идеальный мир. В гармоничном мире «Пепла и снега» каждый из живых существ имеют равные права на жизнь и на смерть, а главное у человека и животных так много общего, что они неотделимы друг от друга.

2009 год


 
 Популярное
Роль маркетолога в управлении фирмой (эссе)
Проект административно-территориального деления России (эссе)
Проявление опасных природных процессов на территории Московской области (диплом)
Рефератный бизнес ---
История Бельской волости (брошура)
Ситкомы ---
 
- text
- handle
 

© 2010-2014 гг. "Образовательный Союз". По всем вопросам обращаться к администрации сайта "Образовательный Союз"