Мария Семенова «Валькирия» (Семенова М. Валькирия. Тот, кого я всегда жду М.: Азбука-Аттикус. 2014)
«Валькирия» - роман Марии Семеновой, продолжающий серии работ в жанре, так называемого, славянского фэнтези.
Исходя из событий и фактов, описанных в романе можно предположить, что действия происходят в VIII – IX веке. Исторический фон романа создают две культуры: славянская и варяжская (М. Семенова ее ассоциирует с викингами, иногда называет датчанами). На страницах произведения мы встречаем, как реальные исторические факты, например, упоминается князь Рюрик и Новый Город, так и вымышленные, которые не имеют исторического подтверждения.
Повествование романа стилизовано под время существования дохристианской Руси, когда славянские племена населяли центр Европы и взаимодействовали с соседними народами - воевали, торговали, общались с ними. В «Валькирии» упомянуты варяги, датчане, германцы, кельты. В этот период Европа представляла собой «котел», где перемешивались народы, традиции, культура, мифология. Так же в романе Семеновой смешены исторические и культурологические сведения о разных народах. Автор делает попытку исторической реконструкции, используя реальные исторические факты, этнографические традиции, географические названия. Описание славянского мира в романе детальное. По крайней мере, столько информации о славянских обычаях, верованиях, быте, мировоззрении в одном источнике найти сложно. Особенно учитывая, как осторожно и робко выносят на обозрение россиян новые научные данные о славянах. Мария Семенова с научной скрупулезностью подходит к описанию быта словенской деревни, военной дружины, традиций и верований. Некоторые даже называют ее романы историческими, но это совсем не так. По причине того, что фактов о жизни, культуре и быте древних славян не так много, автор широко использует собственную фантазию.
М. Семеновой удалось создать в романе уникальную атмосферу языческой Руси, до объединения славянских племен и создания единого государства. Книга насыщена славянской мифологией, мистикой, создается единый образ славянского языческого мира, где действуют свои нормы морали, существуют особые ценности и смысл жизни. Уклад жизни древних славян - патриархальный. Все ключевые посты в социальной иерархии занимают мужчины. В таком мире их роль приближена к богам, в руках мужчин сила, власть, безопасность, судьба племени. Женщинам отведена роль дочерей, матерей, соплеменниц, важных в семье, но бесправных в общине.
Круг славянских героев романа достаточно широк – Славомир, Мстивой, Некрас, Велета, Ярун, Голуба. Однако, главная героиня произведения - Зима (Зимушка) - славянская девушка, вынужденная покинуть родной дом ради поиска своей «половины» - любимого мужчины. Девушка посвятила себя поиску, воинской жизни среди викингов, принимала участие в битве и получила за отвагу прозвище Валькирия. Однако, истинный смысл ее жизни – поиск любимого, ради этого она готова на все. Смерть в процессе благородного поиска для нее не является проблемой. По праву рождения Зимушка получила связь с природой и верованиями своих предков, её мифологическое мировоззрение проявляется в каждом поступке. Ее мечты, образы, мысли, богатый внутренний мир, которые описываются в романе, придают ему сказочность и необычность. Мария Семенова настолько удивительно сумела передать словом связь человека и окружающего мира, с родом, его связь с предками, связь между членами общины, что такие слова, как - верность, любовь, мужество, - становятся не просто словами, а смыслом жизни..
Выбор главным героем девушки неслучаен. Мария Семенова решила вывести образ славянки из забвения. Обычно, в исторической научной литературе о славянах, как и исторических романах, главные действующие лица мужчины (Например, похожий сюжет представлен в романе Ю. П. Вронского, изданного в 1976 г. - см. Вронский Ю.П. «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» М.:ОГИ, 2014)..
Зимушка порвала с привычным образом жизни, традициями, своим «родом» ради счастья и любви. Девушка верит в свою судьбу, которая ведет ее по жизни в поисках суженного – «того, которого она всегда ждет» и «из-за спины которого не боязно и всей деревне язык показать».
Зимушка – типичный герой, смысл ее существование совершение подвига, которым для нее является следование за своей Судьбой. Главная героиня отличается от остальных женщин - героев романа. Она не похожа на сестер, мать, подруг. Верность семье, роду и воле главы племени, как и вера в природу, у нее крепка, почти нерушима. Однако, вера в судьбу еще крепче. Она идет творить сама свою судьбу и верит, что когда-нибудь все ее желания сбудутся.
По моему мнению, выбор главное героя и особенности раскрытия его образа, обусловлены той исторической эпохой, в которую создавался роман (роман написан в 1993 г). Появление этой книги в 1990-е гг. не было случайным. М. Семенова использует интерес читателя к собственному историческому прошлому, который обострился в условиях социально-экономических катаклизмов и насильственного пересмотра прошлого России. Мария Семенова отлично разобралась в этой ситуации и одной из первых поняла запросы общества. В результате появились новые герои. Они чистокровные славяне (светловолосые, голубоглазые, несломленные духов). Они отличные войны, смелые и отважные герои, защищающие слабых. Они правдоискатели, борющиеся за справедливость и свои убеждения. Зимушка объединяет в своем образе все лучшие качества в понимании М. Семеновой – сила, честность, справедливость, целеустремленность, доброта, преданность, милосердие, мечтательность. Таким образом, в Зимушки автор соединил качества, которых не хватало российскому обществу в конце прошлого века.
Известно, что нация - это общность людей, объединенных гордостью за историческое прошлое своей земли - исторические мифы. Семенова создала подобный миф, найдя опору в древней истории, которую сложно, как опровергнуть, так и доказать. Читая «Валькирию», мы знакомимся со славянским «прошлым» и не без удовольствия узнаем - это прошлое красивое, насыщенное, им можно гордиться, оно изобилует сильными личностями. Мария Семенова создала особый мифологический мир, в который хочется погружаться, отвлекаясь от серого настоящего.