Проект административно-территориального деления России
Российская Федерация самое большое по площади государство мира (более 17 млн. км.кв.). Природные, экономические, национальные, культурные, исторические, социальные и геополитические условия в ее регионах различны, поэтому эффективное административно-территориальное деление (АТД) ее территории это необходимое условие прогрессивного развития страны.
В основу моего проекта АТД России положены следующие принципы:
1. Эффективность. АТД должно быть экономически обусловлено, и его результатом должно стать повышение экономического потенциала выделенной АТ единицы. В данном принципе мною учитывались сложившиеся в России экономические районы, территориально-промышленные комплексы (ТПК), транспортные и инфраструктурные связи, хозяйственные связи между предприятиями и промышленными узлами разных регионов. Основу экономического районирования России, сформированную в 20-30 году по плану ГОЭЛРО, считаю эффективной, т.к. индустриализация в СССР шла в соответствии с этим планом. В настоящее время ситуация не изменилась, т.к. масштабных промышленных и инфраструктурных строек в современной России не было, а потому принципы экономического районирования действовавшие в Советском Союзе продолжают действовать и сейчас.
2. Соразмерность. АТД должно выделять оптимальные по размеру АТ единицы. Стандартных единиц площади здесь быть не может. АТ единицы не должны быть слишком маленькими, т.к. в условиях России это не эффективно (рассредоточиваются ресурсы, теряется эффективность управления и значимость субъекта в экономике). В то же врем, слишком большие АТД оказываются слабо управляемыми, особенно с учетом российской специфики, однако, для некоторых слабозаселенных и малоосвоенных территорий РФ необходимо делать исключения.
3. Федеративность. В Конституции записано, что Россия это федеративное государство, поэтому в АТД это нужно учитывать. Федеративность это основа существования России в ее современном виде. Применительно к АТД этот принцип учитывается, через равноправие всех регионов и учет национальных особенностей.
4. Прогрессивность. В основу АТД должна быть положена определенная общая стратегия развития этой АТ единицы, поэтому АТД должно способствовать реализации стратегии регионального развития региона.
5. Наследственность. АТД учитывает исторически сложившееся деление территории РФ на субъекты. Мое АТД, почти всегда ориентируется на старые административные границы субъектов, однако есть и исключения.
6. Прогностичность. АТД должно не только учитывать современные реалии, но учитывать возможные будущие изменения экономического, геополитического, природного плана.
7. Комплексность. АТД учитывает весь комплекс условия. Выделение области - оптимальное соотношение всех действующих факторов.
В моем проекте выделено 19 областей (см. карту в приложении). Каждая из областей (кроме Калининградской области) объединяет несколько субъектов в их современных границах. Укрупнение регионов России считаю необходимым условием нового АТД, т.к. перед Россией стоит задачи «экономического рывка», который возможен, только при консолидации всех ресурсов в нескольких «сильных» центрах. Выгоды те же, что в экономике при слиянии предприятий.
1. Каспийская область. Объединяет Р. Ичкерия, Дагестан, Калмыкию и Астраханскую область. В основу выделения положен принцип единства ресурсной базы (Северокавказский нефтегазовый район, топливные ресурсы российского сектора Каспийского моря). В перспективе на богатых топливных ресурсах должен быть сформирован сильный ТПК, с отраслями специализации - нефтепереработка, нефтехимическая, химическая промышленность и электроэнергетика. Региональный центр - Махачкала. Из сложностей стоит назвать национальные проблемы (Чечня и Дагестан), однако, существует прямая связь между уровнем развития экономики и национализмом. По мере экономического развития этой области сепаратизм будет ослабевать.
2. Черноморская область. Включает республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Алания, Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский край. Областной центр - Краснодар. В основу положена экономическая специализация района (Туризм, АПК), национальные особенности (большое количество этносов), географический фактор (Черноморский регион). Субъекты этой области традиционно тяготеют к более индустриальным Краснодарскому и Ставропольскому краям. В области сложились крупные похожие ТПК на основе сельского хозяйства. Важным принципом является перспектива развития туризма и рекреации в этой области, причем во всей ее субъектах. Так же важно, что область имеет выход к Черному морю, в перспективе должна стать крупным транспортным центром РФ.
3. Волжско-Донская область (Ростовская, Волгоградская, Саратовская область). Областной центр - Волгоград. Область объединяет аграрно-индустриальные экономики. Общая специализация хозяйства - высокая роль машиностроения, в том числе металлоемкого, химическая и пищевая промышленность. Все регионы этой области выполняют важные транзитные функции, поэтому в перспективе их будет объединять общая проблема модернизации транспортной инфраструктуры. Предприятия этой области имеют высокую степень кооперации, используют единую ресурсную базу.
4. Черноземная область (Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Пензенская, южные части Рязанской и Тульской областей). Областной центр - Воронеж. Область выполняет и в перспективе должна усилить роль агарного и пищевого центра РФ. Во всех субъектах этой области значительная роль принадлежит АПК, сельскохозяйственному и транспортному машиностроению. Область объединяют единые проблемы (развития АПК, экологические, продолжение индустриализации экономики), поэтому целесообразно объединить регионы для проведения единой государственной политики.
5. Белгородская область (Белгородская, Брянская, Курская, Орловская). Областной центр - Белгород. Объединяются на основе единого ТПК на базе Курской Магнитной Аномалии. Исследования показывают, что ресурсов железной руды в регионе хватит еще на 40 лет, поэтому специализация региона на горнодобывающей промышленности, черной металлургии и металлоемком машиностроении будет усиливаться. Эта область в скором будущем перейдет в разряд районов старого освоения, и для нее будут характерны соответствующие проблемы (сокращение собственной ресурсной базы, необходимость перепрофилирования предприятий), поэтому необходимо будет реализовывать общие государственные программы для всех регионов этой области.
6. Центральная область (Московская, Смоленская, Ярославская, Тверская, Владимирская, Калужская, север Рязанской и Тульских областей). Областной центр - Москва. Область является историческим ядром государства, которое долгое время развивалось в общем направлении. Экономика регионов в этой области отличается высокой степень кооперации. Характерна общая инфраструктура, в том числе энергораспределительная система. Регионы объединяет мощный промышленный потенциал, который требует модернизации. Центром роста здесь является Москва и Московская область, которые выступают «колонизаторами», инвестируя деньги в развитие соседних регионов. В перспективе области необходимы единые инвестиционные программы. Целесообразно на базе Центральной области формировать инновационный центр.
7. Северо-западная область (Ленинградская, Псковская, Новгородская, Мурманская области и Карелия). Областной центр - Санкт-Петербург. Область выделяется по особенности географического положения регионов - приморское, приграничное. Область является важнейшим транспортным центром России, только здесь расположены морские порты со свободным выходом в море в европейской части РФ. Целесообразно объединить транспортную инфраструктуру региона - создать единые транспортные коридоры. Инвестировать в ее модернизацию, реконструкцию портов Ленинградской и Мурманской области, развивать транспортно-логистические центры.
8. Калининградская область в силу своего особого положения (анклав) стоит выделить в отдельную АТ единицу, с особым экономическим режимом (Свободная экономическая зона). Перспективы развития области связаны с комплексным развитием экономики и самодостаточность региона.
9. Нижегородская область (Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ивановская области, Р. Мордовия). Областной центр - Нижний Новгород. В основе выделения географический, экономический принцип. Специализации экономики регионов области - транспортное машиностроение, станкостроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Центр роста в этой области - это Нижегородская агломерация, имеющая тесные экономические связи с соседними регионами этой области.
10. Европейская северная область (Архангельская область, Ненецкий АО, Р. Коми). Областной центр - Сыктывкар. В основе выделения - сходная сырьевая экономика (топливные ресурсы (нефть, природный газ, каменный уголь), лесные ресурсы). Исторически в этом регионе сложились мощные сырьевые ТПК. Область исторически является главной сырьевой базой Европейской части России. Область объединяет единое направление грузопотоков и общая транспортная система. В перспективе экономика останется ориентированной на сырье, поэтому для регионов области будут характерны общие проблемы и подходы к их решению.
11. Вятская область (Кировская область, Удмуртия и Пермский край). Областной центр - Пермь. В область включены крупные промышленно развитые регионы. Основа экономики - промышленность: машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, строительных материалов. Для региона характерны общие перспективы развития, связанные с модернизацией машиностроения - значимыми будут инновационные отрасли. В настоящее время принцип выделения географический. В области наблюдается удобное сочетание природных ресурсов (лесные, топливные (нефть и природный газ в Удмуртии), химические, рудные). Существуют благоприятные условия для формирования единого ТПК.
12. Средневолжская область (Татарстан, Самарская, Ульяновская области, Марий Эл, Чувашия). Областной центр - Казань. Принцип выделения национальный (в области значительная доля коренного не русского населения, особенно татар), экономический (в области высокая степень кооперации между предприятиями), транспортный (область крупный транспортный, транзитный центр на пути из Европейской части РФ в Азиатскую). Центры роста - Татарстан и Самарская область. Они выступают как инвесторы, осваивая периферию этой области. Специализация регионов во многом сходна - транспортное машиностроение, станкостроение, электротехника и приборостроение, химическая промышленность. Многие регионы традиционно тяготеют к Казанскому промышленному узлу, ставшему в настоящее время финансовым, информационным, инновационным центром региона.
13. Уральская область (Оренбургская, Челябинская, Свердловская, Р. Башкирия). Областной центр - Екатеринбург. Регион традиционно выделяется на большинстве схем АТД и это справедливо. Перечислю общие черты - единая ресурсная база, транспортная система, общая специализация экономики (черная, цветная металлургия, металлоемкое машиностроение). Это крупнейший металлургический центр России. В перспективе район им останется, однако регионы области совместно будут решать общие проблемы - освоение ресурсной базы Северного Урала, т.к. ресурсы южной и средней части истощаются, развитие инфраструктуры на северном Урале.
14. Тюменская область (Тюменская область с АО и Курганская область). Областной центр - Тюмень. Эта АТ единица остается почти без изменений. Принцип выделения - общая основа экономики - нефтегазовые ресурсы (их добыча, транспортировка и частичная переработка). Южные районы выступают, как административные, научные, финансовые центры. Северные как сырьевые районы. Считаю сложившуюся схему удачной. В перспективе целесообразно ее сохранить.
15. Новосибирская область (Новосибирская, Омская, Томская области). Областной центр - Новосибирск. Область является главным промышленным центром западной Сибири. Здесь сложились мощные ТПК - Новосибирский, Омский, Томский, ориентированные на нефтегазовое сырье Тюменской области. Они должны стать центрами роста инновационной экономики Сибири и выполнять связывающую функцию между регионами Западной и Восточной Сибири.
16. Южносибирская область (Алтайский край, Р. Алтай, Хакасия. Кемеровская область, Красноярская область (южная часть), Р. Тыва). Областной центр - Красноярск. Принципы выделения - экономические - взаимосвязанные ТПК использующие общую ресурсную базу и транспортную инфраструктуру, характерна определенная степень кооперации. Регионы этой области традиционно тяготеют к двум крупнейшим промышленным узлам - Красноярску и Кемерово. Для регионов области характерны общие перспективы развития - связанные с развитие ресурсной базы, восстановлением разрушенной в 90-е годы отрасли машиностроения. Для этого необходимы единые региональные государственные программы.
17. Байкальская область (Иркутская, Читинская, Амурская области, Р. Бурятия, южная часть Якутии) (Южноякутский ТПК). Областной центр - Иркутск. Принципы выделения - общая специализация хозяйства (сырьевая экономика), при этом горнодобывающая отрасль находится в стадии становления. Многие перспективные месторождения цветных металлов, угля, нефти, только готовят к разработке, соответственно их освоение требует единой региональной политики. Транспортное сообщение между регионами затруднено, однако две крупнейшие транспортные системы - Транссиб и БАМ, объединяют все регионы области.
18. Сибирская северная область (Северная часть Красноярского края, Р. Якутия, Чукотская АО). Областной центр - Якутск. Область является районом нового освоения, относится к районам Крайнего Севера, со специфической природной обстановкой. Стабильного наземного транспортного сообщения нет. Важное значение для всех регионов имеет воздушное сообщение и северный завоз. Область объединяет большую часть территории коренных народов Крайнего Севера, т.е. в основе выделения так же и национальный принцип. Развитие этой области первоочередная задачи государства, т.к. область является крупной почти не освоенной сырьевой базой. Общность природных условия, характера развития хозяйства и инфраструктуры потребует от федерального центра единых региональных программ развития.
19. Тихоокеанская область (Камчатский край, Магаданская, Сахалинские области, Хабаровский и Приморский край). Областной центр - Хабаровск. Принципы выделения - географическое положение (приморское, пограничное, окраинное), общность развития экономики (сильно развитый сырьевой сектор, рыбная промышленность, лесная и деревообрабатывающая), геополитическое положение. Область в результате консолидации ресурсов должна усилить свою транспортную роль в Азиатско-Тихоокенаской регионе, направить значительные инвестиции на развитии инфраструктуры, продолжение развитии нефтегазовых проектов (Сахалин 1-5, Магадан 1-3 и другое).
Таким образом, разработан проект АТД для России с учетом современных экономико-географических особенностей и перспектив развития регионов Росси в будущем.
Литература
Козьева И.А. Экономическая география и регионалистика / И.А. Козьева, Э.М, Кузьбожев. М.: КНОРУС. 2007. 336 с.
Недра России. Том.1. Полезные ископаемые. Под.ред Н.В, Межеловского. СПБ.: Горный институт. 2001. 547 с.
Региональная экономика. Под.ред. В.И. Видяпина. И М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М. 2009. 666 с.
Региональная экономика и управление / Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Якимова О. СПб.: Питер. 2008. 288 с.
Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства. Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. «Дашков и Ко». 2007. 355 с.
Цифрами на карте «Современное АТД России» обозначены:
I: Северо-западный федеральный округ
1. Архангельская область
2. Вологодская область
3. Калининградская область
4. Ленинградская область
5. Мурманская область
6. Новгородская область
7. Псковская область
8. Город федерального значения Санкт-Петербург
9. Ненецкий автономный округ
II Центральный федеральный округ
10. Белгородская область
11. Брянская область
12. Город федерального значения Москва
13. Владимирская область
14. Ивановская область
15. Калужская область
16. Костромская область
17. Курская область
18. Липецкая область
19. Московская область
20. Орловская область (с востока Тульская область)
21. Рязанская область
22. Смоленская область
23. Тамбовская область
24. Ярославская область
25. Воронежская область
26. Тверская область
III. Южный федеральный округ
27. Волгоградская область
28. Ростовская область
29. Республика Калмыкия
30. Астраханская область
31. Краснодарский край
32. Республика Адыгея
33. Карачаево-Черкесская республика
34. Ставропольский край
35. Кабардино-Балкарская республика
36. Республика Северная Осетия-Алания
37. Чеченская республика (с запада граничит с Республикой Ингушетия)
38. Республика Дагестан
IV. Приволжский федеральный округ
39. Нижегородская область
40. Кировская область
41. Пермский край
42. Республика Башкортостан
43. Оренбургская область
44. Самарская область (к с-западу граничит с Ульяновской областью)
45. Республика Татарстан
46. Удмуртская Республика
47. Саратовская область
48. Республика Марий Эл
49. Чувашская Республика
50. Пензенская область
51. Республика Мордовия
V. Уральский федеральный округ
52. Свердловская область
53. Тюменская область
54. Курганская область
55. Челябинская область
VI. Сибирский федеральный округ
56. Омская область
57. Томская область
58. Новосибирская область
59. Республика Алтай
60. Кемеровская область
61. Алтайский край
62. Республика Хакасия
VII. Дальневосточный федеральный округ
63. Сахалинская область
64. Приморский край