Доклад
(Слайд 1) Уважаемый Председатель, Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Совершенствованию управления муниципальными заказами (на примере муниципалитета Нижегородский г. Москвы)»
Актуальность темы исследования. В российской экономике государство является крупнейшим рыночным агентом, ежегодно производящим закупки товаров, услуг и работ на сумму до 1/4 от ВВП и более 1/2 от федерального бюджета. Для осуществления таких масштабных операций используется механизм государственных и муниципальных закупок продукции на средства государственного бюджета для федеральных и муниципальных нужд. Современный этап развития национальной экономики России связан с острой проблемой не совершенства механизма государственных закупок и поиском новых методов организации и управления государственными закупками, способных обеспечить эффективность и открытость этого механизма. Ежегодно по причине не оптимальной организации механизма государственного заказа на всех уровнях государственный бюджет теряет значительные средства, которые так необходимы для завершения структурных реформ в хозяйстве страны.
(Слайд 2) Целью исследования является анализ современной системы государственных закупок для муниципальных нужд и обоснование предложений по развитию и совершенствованию этого механизма.
Объектом исследования выступает система управления современным институциональным механизмом государственных закупок на муниципальном уровне (Нижегородский район г. Москвы).
Предметом исследования выступает механизм государственных закупок для муниципальных нужд в России, его законодательная, административная и экономическая основа.
(Слайд 3) Государственные и муниципальные закупки понимались, как целостная система взаимосвязанных элементов и последовательных действий по реализации государственных программ удовлетворения государственных нужд. Государственные и муниципальные закупки представлены, как мощный инструмент влияния на национальную экономику и социальную систему, поэтому так важна оптимальная организация этого механизма и его постоянное совершенствование.
(Слайд 4) В России к настоящему моменту, госзакупки состоялись, как институту, так как сформирована правовая, административная и экономическая среда осуществления государственных закупок. Благодаря принятию 94?ФЗ и 223-ФЗ появилась современная система норм государственного регулирования госзакупок - вместе с механизмами санкций за нарушения этих норм. Нормативно-правовая база, регламентирующая госзакупки в России, находится в процессе постоянного развития и совершенствования, поэтому можно ожидать дальнейшей правовой оптимизации механизма закупок для государственных и муниципальных нужд.
(Слайд 5) В России создана общая система управления государственным заказом, где прослеживаются основные элементы процесса управления: планирование, организация, учет, контроль, мониторинг. Объемы госзакупок стабильно растут. Система управления государственным заказом не является целостной и централизованной. На каждом этапе функции управления реализуют разные субъекты (заказчик планирует потребности, формирует предложение; конкурсная комиссия размещает предложение, проводит торги и выбирает поставщиков; выбранный исполнитель реализует предмет государственного контракта, специализированные государственные структуры ведут учет и контроль исполнения госзаказа, анализ госзакупок ведут другие ведомства).
(Слайд 6) Объектом исследования в работе стала система размещения и управление госзаказаом Управы Нижегородского района г. Москвы. Для размещения госзаказов Управа Нижегородского района использует общую систему управления муниципальным заказом, где прослеживаются основные элементы процесса управления: планирование, организация, учет, контроль, мониторинг.
Процесс государственной закупки Управой Нижегородского района многоуровневый, состоящий, как минимум из четырех этапов:
1 этап ? формирование государственного заказа (планирование потребностей).
2 этап ? размещение государственного заказа (размещение информации, организация торгов).
3 этап ? исполнение государственного заказа (учет и контроль исполнения).
4 этап - контроль и мониторинг исполнения государственного заказа специализированными организациями (Департамент конкурентной политики Москвы, ФАС, Федеральное Казначейство, МЭР).
Рассмотренная схема показывает, что система управления муниципальным заказом не является целостной и централизованной. На каждом этапе функции управления реализуют разные субъекты (заказчик планирует потребности, формирует предложение; конкурсная комиссия размещает предложение, проводит торги и выбирает поставщиков; выбранный исполнитель реализует предмет государственного контракта, специализированные государственные структуры ведут учет и контроль исполнения госзаказа, анализ госзакупок ведут другие ведомства).
Наиболее слабыми звеньями в системе управления государственным и муниципальным заказом является процесс выбора исполнителя государственного заказа, так как критерии этого выбора не однозначны, а так же этап контроля охватывает только часть процесса муниципальной закупки. Элемент мониторинга и анализа государственных закупок отсутствует, так как единой системы мониторинга и анализа госзакупок не существует.
В работе рассмотрение конкретной схемы и процедур формирования заявки госзаказа и ее размещение Управой Нижегородского района показало наличие системных и организационных проблем в механизме госзакупки.
Прежде всего, слабо защищены интересы конечного потребителя (пользователя).
Во-вторых, представители муниципального образования, участвующие в процессе госзакупки преследуют разные цели, что указывает на отсутствие стратегии развитии госзакупок.
В третьих, схема госзакупки не защищает конечных потребителей, не обеспечивает отбор качественных поставщиков (предквалификацию), не способствует прозрачности госзакупок и развитию конкурентных механизмов.
В целом, механизм формирования и размещения заявки на закупку для муниципальных нужд организован таким образом, что оставляет широкие возможности для реализации «серых схем» (60% лотов размещается по схеме запрос котировок, только 30% - аукцион) и не эффективного расходования средств.
Главная проблема схемы закупок Управы Нижегородского района слабое привлечение к аукционам поставщиков. В результате не возникает серьезная конкуренция. И как следствие не происходит существенного снижения итоговой цены лота по сравнению с изначальной заявленной.
Решение многих проблем современного механизма государственных и муниципальных закупок следует искать в совершенствовании модели закупок на муниципальном уровне.
Важно добиться консолидации всех элементов механизма госзакупки, системности процессов, эффективности результатов. Необходимо устранить все элементы механизма, дублирующие функции и строго обозначить схему подчинения и распределения полномочий.
(Слайд 7) В работе предложена консолидированная модель госзакупок со специализированной структурой (Департамент по госзакупкам), управляющий механизмом госзакупки на всех этапах от прогнозирования до анализа результатов.
Департамент по закупкам должен стать не просто муниципальным органом исполнительной власти, но и так же взять на себя регулирующую функцию, т.е. необходимо сформировать институт хозяйствования, обеспечивающий взаимодействие рынка и государства и выступающий экономическим инструментом госрегулирования макроэкономических процессов. Деятельность Департамента должна быть направлена на развитие и совершенствование экономико-правового механизма госзакупок на муниципальные нужды при взаимодействии с соответствующими уполномоченными органами местной и городской власти.
Департамент должен взять на себя регулирующую функцию, т.е. необходимо сформировать институт хозяйствования, обеспечивающий взаимодействие рынка и государства, который использовал бы правовые, административные и экономические методу управления процессом.
Департамент должен получить весь комплекс функций, необходимых для управления всем процессом госзакупки, включая контрольные функции, и ведения информационного сайта, баз данных и информирование общественности.
(Слайд 8) Предлагается ввести в модель госзакупки процесс «предквалификации» поставщиков, т.е. инструмент оценки и отсеивания, невыгодных для государства поставщиков.
Для предквалификации поставщиков, предлагается использовать специальные рейтинговые механизмы, при сохранении действующих - реестры недобросовестных поставщиков).
Система «Рейтинг поставщиков» строится на нескольких блоках критериев и использует бальные оценки. Например, разработана система оценок поставщиков, состоящая и блоков: «Минимальная цена контракта», «Индивидуальный рейтинг поставщика», «Заключение контракта», «Исполнение контракта».
Необходимо в качестве элемента системы контроля госзакупки ввести орган общественного контроля, который проводил бы опросы участников рынка, работал с их жалобами, выявлял аспекты, требующие доработки - постоянный мониторинг процесса обществом.
Необходима оптимизация процессов госзакупки на муниципальном уровне и ее интеграция в единую региональную систему. Для чего рекомендовано создать автоматизированнуюя информационную систему планирования и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных города. Для чего предложено использовать уже имеющейся региональный опыт.
Экономическая оценка проекта, как инвестиционных вложений показала его эффективность, которая будет достигнута за счет роста экономии средств на размещении заказов и повышение качества поставщиков (подрядчиков).
(Слайд 9)
Спасибо за внимание!