Доклад
Уважаемые Председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Мировой рынок кофе: проблемы и тенденции».
Кофе является одним из основных сельскохозяйственных товаров в мире. По объему мировой рынок кофе уступает только рынку нефти, что свидетельствует о важной роли кофе в мировой экономике, при этом рынок кофе один из немногих сельскохозяйственный рынков, который стабильно и успешно развиваются. На сегодня деятельность более 20 миллионов человек посвящена возделыванию, торговле и производству кофе. Для ряда стран это основной источник прибыли и основной продукт торговли. По площади плантаций кофе опережает такие культуры, как чай и какао. Кофе принадлежит к жизненно важным продуктам питания и является, кроме того, фактором, в значительной степени влияющим на потребление молока, сливок, сахара. Россия является заметным игроком на мировом рынке кофе, однако, структура ее торговли не оптимальна. Так, в поставках велико значение стран- посредников, и производителей поставляющих на российский рынок дешевый и низкокачественный кофе. Неоптимальна и структура поставок кофе в Россию, так как в ней преобладает растворимый кофе (готовый продукт), в то время, как в развитых странах в импорте преобладает кофейное сырье, которое перерабатывается внутри страны. Оптимизация структуры и географии поставок кофе в Россию, позволит снизить цены на кофе на внутреннем рынке и повысить его качестве, тем самым будут созданы предпосылки для развития переработки кофе в России.
Объект исследования - структура, динамика и направления развития мирового и российского рынка кофе.
Предмет исследования - специфика развития и особенности функционирования мирового рынка кофе.
Цель работы - провести статистический анализ и определить современное состояние и направления развития мирового рынка кофе.
Задачи работы:
- Определить роль кофе, как сельскохозяйственной культуры и товара торговли в мире.
- Провести статистический анализ и определить основные районы производства и потребления кофе.
- Провести анализ организации и структуры мирового рынка кофе, определить основных импортеров и экспортеров на рыке кофе.
- Проанализировать развитие российского рынка кофе, выделить его специфику и направления развития.
В работе проведен анализ статистики производства, потребления, экспорта и импорта разных видов кофе в мире. Для этого использовалась статистическая информация Всемирной Продовольственной Организации, и Международной Организации Экспортеров кофе.
Кофе - это широко употребляемый стимулирующий напиток, приготовленный из жареных зерен кофе, обычно называемых бобами кофейного растения.
Известно около 50 его видов, но в промышленных масштабах культивируют только три: аравийское (arabica), либерийское (liberica), робуста (robusta).
Качество кофе зависит не только от ботанического сорта кофейного дерева, почвы и других условий, но и от того, как его собирают и обрабатывают.
Сегодня для многих стран кофе остается основным экспортным товаром, дающим большую часть доходов в бюджет страны, отравлю, где занята значительная часть населения. Например, это такие страны, как Уганда (кофе дает 15% доходов в ВВП страны), Кот-д'Ивуар (19,7%); Эфиопия (17,8%)
Анализ статистической информации позволил, определить, что основные районы производства кофе концентрируются в тропическом поясе Америки и Азии. Основные центра по производству кофе - Южная Америка, Карибский бассейн, Восточная Африка, Юго-Восточная Азия. Традиционно крупными производителями кофе являются Бразилия, Колумбия, Мексика, Эфиопия, Индонезия. Кофе выращивают для продажи почти в 60 странах. В пяти странах - Бразилии, Колумбии, Вьетнаме, Индонезии и Индии - производят около 70 % всего мирового объема кофе. В 2008 году Бразилия упрочила свои лидерские позиции в производстве кофе, ее доля выросла и достигла 38% от мирового производства. В последние десятилетия появились новые крупные производители кофе - Вьетнам, Перу, Филиппины, Гватемала и др.
Статистика свидетельствует, что динамика производства кофе по регионам мира не однозначна. Для Америки и Азии общий тренд это рост производства кофе. Так в Америке, это, прежде всего, Южная и Центральная Америка, а так же Караибский бассейн с 1961 по 2008 гг. объемы производства кофе выросли с 3, 4 млн. тонн до 5 млн. тон. В Азии, динамика производства кофе однозначно положительная. С 1961 по 1991 гг. отмечался стабильный, но медленный рост производства - 600 тыс. тонн за 30 лет. После 1991 года отмечается резкое увеличение объемов производства кофе в этом регионе. В итоге в 2009 году объем производства кофе в Азии достиг 2,3 млн. тон. На Африканском континенте производство кофе сокращается с 1971 года.
По итогам анализа структуры потребления кофе в мире, можно сделать вывод, что основные районы потребления кофе сосредоточены в развитых странах Европы и Северной Америке, которые, так же используют кофе, как сырье в дальнейшем производстве, а так же крупных развивающихся странах Азии.
Наибольшими темпами растет потребление кофе в Европе и Азии. Крупнейшими потребителями кофе являются США, Германия, Япония, Франция, Италия, Великобритания, а так же развивающиеся страны кофепроизводители - Бразилия, Колумбия, Филиппины. В 2007 году резко увеличилось потребление кофе в развивающихся странах, таких как Бразилия, Индонезия, Филиппины. В целом географическая структура потребления стала боле разнообразной. России стала одним из крупных потребителей кофе - 250 тыс. тонн (7 место в мире).
Несовпадение районов производства и потребления кофе, создает предпосылки для развития торговли и бурного роста рынка кофе.
Рассмотрение современной структуры рынка кофе показывает, что рынок кофе функционирует по классическим законам продовольственных товарных рынков. Цены и его объем, во многом, определяет соотношение спроса и предложения. Значительная часть кофе продается на биржах. Сегодня зерновой кофе - такой же биржевой товар, как нефть, алюминий и пшеница. Традиционной единицей измерения данного продукта является специальный мешок из натуральных волокон весом в 60 килограммов. Кофе арабика торгуется на Нью-Йоркской бирже, кофе робуста - на Лондонской. Попытка регулировать рынок кофе группой крупневших продуцентов не увенчались успехом, поэтому рынок кофе отличается высокой волатильностью. Продажа кофе производится чаще всего на условиях FOB (free on board) морем из портов отправки, или CIF (cost, insurance and freight) из портов назначения. Нью-Йорк, как и прежде, является мировой торговой столицей кофе. Но, тем не менее, большие запасы хранятся в европейских портовых городах Роттердам, Амстердам, Гамбург, Бремен, Лондон и Триест.
Анализ статистических материалов, позволил сделать вывод, что объемы торговли на мировом рынке кофе стабильно увеличиваются. По видам кофе, основной объем в торговых операциях занимает зеленое кофе. Наибольшей динамикой отличается торговля растворимым кофе.
Для каждого вида кофе характерна своя специфика на мировых рынках. Только две страны - Германия и Бельгия входят в группу крупнейших экспортеров по всем трем рассмотренным видам кофе. Более характерна ситуация, когда для каждого вида кофе складываются свои крупнейшие экспортеры.
Основными экспортерами зеленого кофе являются Америка и Азия, доля Африки сокращается. Основными экспортерами растворимого и жареного кофе являются, кроме, крупных кофепроизводителей, развитые страны Европы. Среди стран крупными экспортерами зеленого кофе являются Бразилия, Вьетнам. Колумбия; растворимого - Германия, Бразилия, Сингапур. Основные импортеры кофе сосредоточены в Европе.
Импорт кофе стабильно рос с 1961 года, к 2008 году рост импорта составил около 5 млн. тонн для всех видов кофе. Отмечается увеличение объемов импорта для основных видов кофе (зеленый, жареный (натуральный) и растворимый). Среди стран крупнейшими импортерами зеленого кофе являются, в основном, развитые страны. Крупными импортерами растворимого кофе являются развитые страны и крупные развивающиеся - Россия, Китай. Украина. Наибольшими темпами растет импорт в Восточную Европу и Юго-Восточную Азию.
Динамика цен на рыке кофе отличается нестабильностью и подвержена сильному влиянию из вне. Стабильность цен на кофе находится в сильной зависимости от равновесия между спросом и предложением кофе. Это равновесие в прошлом часто нарушалось на международном рынке. Погодные влияния, неправильное планирование и ошибочные прогнозы неоднократно приводили к существенному скачку цен. Основными факторами, определяющие цены на рынке кофе являются: соотношение спроса и предложение, величина переходящих запасов, прогнозы производства и потребления (зависят от природных условий, состояния мировой экономики и т.д.), спекулятивное влияние, роль мировых ТНК и др.
Анализ рынка кофе в России позволил заключить, что в нашей стране рынок кофе в полноценном виде сформировался не так давно. В целом в России потребляется около 250 тыс. тонн кофе, для сравнения в США 1250 тыс. тонн, а в Канаде 220 тыс. тонн. Объемы потребления кофе в России стремительно росли с 1991 г. до 2005 года, после чего рост стабилизировался. В настоящее время по потреблению кофе на душу населения, Россия по прежнему уступает ведущим державам. По видам кофе, импорт растворимого кофе рос до 2003-2005 года, после чего начал сокращаться и в 2008 году почти сравнялся с импортом зеленого кофе. Причина этого, рост производства растворимого кофе в самой России, поэтому все больше ввозится на готовые продукт, а сырье. Импорт зеленого кофе стабильно рос, высокими темпами, с 1998 по 2008 год импорт зеленого кофе в Россию вырос с 5000 тонн до 63000 тонн, то есть более чем в 10 раз. Импорт жаренного кофе так же рос. Но менее динамично - с 3000 тонн до 12000 тонн, т.е. в 4 раза.
Структура потребления кофе в России существенно отличается от других стран. В структуре потребления и импорта кофе в России преобладает растворимый кофе, кофе в зернах ему уступает. Однако, общая тенденция это рост импорта кофе в зернах и стабилизация импорта растворимого кофе. По темпам роста наибольшие темпы имеет рост импорта зеленого и жареного кофе, что вязано с развитием переработки кофе в России. В отличие от сегмента натурального кофе, в котором почти 75% продукции производиться внутри РФ, в сегменте растворимого кофе доминирует импортные производства.
Главные игроки на российском рынке кофе - международные компании. На тройку лидеров приходится почти 60 процентов стоимостного оборота кофе в России. В первой десятке есть и некоторые российские компании, но иностранцы, безусловно, доминируют на рынке.
Основными игроками на рынке кофе являются:
- в сегменте зеленого кофе: "Бернхардс Родфос", "Орими трейд";
- в сегменте натурального жареного/молотого кофе: "Орими трейд", "Русский продукт", "Чибо", "Крафт фудс", "Куппо", "Паулинг";
- в сегменте растворимого кофе: "Нестле", "Чибо", "Крафт фудс", "Русский продукт", "Гранд", "Московская кофейня на паях
География поставок кофе в Россию не оптимальная, так как в ней преобладают не прямые производители кофе, а посредники (Германия, Австрия, Швейцария, Сингапур) и страны, экспортирующие в Россию дешевый и низкокачественный кофе (Индия). В тоже время, доля мировых лидеров по объемам и качеству продукции (Бразилия, Колумбия, Эфиопия), в импорте кофе в Россию снижается.
Тенденция к увеличению доли отечественных компаний и их торговых марок на рынке прослеживается четко, производство и фасовка переносятся в Россию. Среди главных проблем рынка - качество продукта.
Таким образом, можно заключить, что российский рынок кофе развивается в следующих направлениях: стабилизация потребления, переход в потреблении и импорте от растворимого к зерновому кофе, повышение требований к качеству продукции, поиск новых поставщиков. Политика государства по поддержке и оптимизации рынка кофе в России должна быть направлена на поддержку прямых экспортеров кофе в России, усилении контроля за качеством поставляемой в Россию продукции (возможно стоит вернуться к советским ГОСТам) и всестороннюю поддержку российских производителей кофе и их экспорта в страны СНГ.