Основные характеристики, события, установки американской культуры в фильме Р. Земекиса «Форрест Гамп»
Фильм Роберта Замекиса «Форрест Гамп» (в оригинале «Forrest Gump») стал заметным событием в мировом кинематографе и в целом в культуре конца XX века. «Форрест Гамп» - это типичная киноэпопея, охватывающая большой этап американской истории XX века. Согласно этому жанру, в фильме отображена жизнь целого поколения американцев, исторические события, культурные изменения глазами одного человека.
В фильме повествуется о судьбе слабоумного мальчика (Форреста Гампа) из захолустного американского городка. Судьба маленького человека показана на фоне грандиозных событий американской истории второй половины XX века. На мой взгляд, основная идея фильма заключается в том, что государство, как безжалостная машина, калечит тела и души людей, бросает их в пекло кровавой войны, выбрасывает на обочину жизни, заставляет спиваться и превращаться в безвольную и потерявшую человеческий облик «скотину». Однако, человек не должен терять своего истинного лица, изменять нравственные и моральные установки, пересматривать культурные идеалы в угоду судьбе. Фильм отлично показывает, как государство и общество «душат» человеческую личность, и остаться в таких условиях человеком, сохранившим детскую «чистоту» может только слабоумный. В фильме - это Форрест - он не такой как все вокруг, его болезнь стала ему защитой, настоящим «щитом» от всех ударов судьбы. Форрест прошел через все испытания (унижения в школе, расовые конфликты, политические скандалы, войны, интриги, семейные трагедии), но не сдался, не изменился, не влился в «толпу», не растворился в ней, а остался человеком, воспитанным на нравственных, традиционных идеалах американского общества. В этом отношении главный герой этого фильма похож на Кандида. Главное, он остался человеком в нравственном смысле этого слова, и это понятно, т.к. остаться человеком в сумасшедшем мире может только сумасшедший.
С точки зрения культурологи, ценность фильма заключается в том, что ярко показана трансформация американской культуры и общества, размывание традиционных ценностей (семья, долг, религиозность, патриотизм) и формирование новой массовой культуры со всеми ее проблемами (снижение «планки» нравственности, наркомания, алкоголизм, духовный «вакуум», стереотипизация мышления).
На мой взгляд, фильм построен на противостоянии традиционной, национальной американской культуры, носителем которой в фильме является Форрест, и новой, массовой культуры, которая изменила не только американское общество, но и всю Западную цивилизацию.
В образе Форреста собраны все лучшие национальные черты американского общества (честность, религиозность, верность, трудолюбие). Новые культурные традиции воплощены в образе Дженни (подруга и жена Форреста). В фильме прослеживается трансформация образа Дженни, как воплощение изменений американского национального характера на изломе культур. Эта трансформация проходила болезненно. Проблемы Америки 1960-х - 1980-х гг, включая, например, расизм, наркоманию и войну во Вьетнаме, падение нравов, насилие в семье и разрушение семьи, показаны глазами простодушного Форреста, что делает их еще более яркими. В целом, контраст между Форрестом - носителем традиционных культурных ценностей и его окружением - носителем новых культурных тенденций - настолько огромен, что кажется невероятным существование двух этих типов культур в рамках одной нации. Однако, авторы фильма намеренно не показывают конфликт этих культур, делая Форреста слабоумным, они отводят ему только роль созерцателя масштабных изменений общества и культуры Америки второй половины прошлого века.
При анализе культурных характеристик американского общества, представленных в фильме, создается впечатление их мешанины и противоречивости. В фильме представлена проблема расизма в американском обществе, причем как «белого» («Ку-клукс-клан»), так и «черного» («Черные пантеры»). Понятно, что это два разных типа культур, и в фильме показан важнейший этап американской истории - объединение двух типов культур. Символом этого стал эпизод, когда Форрест в толпе становится очевидцем инцидента на входе в университет Алабамы, когда губернатор штата закрывает доступ в помещения студентам-афроамериканцам. Последующее решение этой проблемы запускает процессы сближение всех национальных культур американского общества, что в итоге привело к избранию президентом США чернокожего гражданина.
Другой пример культурных противоречий - культурная среда американской глубинки с ее патриархальным укладом, пуританством, религиозностью и культурная среда крупных городов, где проявляется «сексуальная революция», либеральные ценности, набирают силу левые, пацифистские движения - «хиппи», а культурные ценности поколения можно обозначить знаменитой триадой «секс, наркотики и рок-н-ролл».
Пока либеральная молодежь отдает свои жизни наркотикам и идеалам субкультур (хиппи, рокеры), другая часть американского общества, следуя своим культурным идеалам, сражается и погибает за интересы страны (традиционные ценности) во Вьетнаме.
В целом, весь фильм построен на подобных противоречиях и сравнениях. На мой взгляд, создатели фильма признают существование нескольких, принципиально различных культур в американском обществе того периода, однако не видят между ними конфликта, а, напротив, стараются их примирить. Поэтому неслучайно в конце фильма Форрест и Дженни женятся, и этот короткий период становится самым счастливым в жизни каждого из них. На мой взгляд, неслучайно Дженни с избытком вкусившая все ценности и идеала новой американской культуры, возвращается к Форресту, в традиционную американскую глубинку.
Период, представленный в фильме - это время мощных культурных трансформаций, которые затронули все американское общество и кроме отрицательных последствий (наркотики, алкоголизм, падение нравственности) принесли и положительные моменты (либерализация общества, права человека, культурная свобода).
Практически все важнейшие культурные аспекты американского общества второй половины XX века нашли отражение в этом фильме. Это и возрастающее значение телевидения, и политизация общества, распространение массовой культуры (например, образы Элвиса Пресли, Джона Леннона), формирование общества «потребления», интерес к спортивной культуре (национальные виды спорта - американский футбол, бейсбол), рост интереса общества к политическим скандалам, появление и быстрое распространение компьютеров и компьютеризация общества (Форрест вложил деньги в начинающую компанию Стива Джобса «Apple») и др.
Таким образом, в фильме «Форрест Гамп» представлен важнейший период американской истории, когда происходила трансформация традиционных культурных ценностей и возникали контркультуры. Образ Форреста очень консервативен, в то время как образ его спутницы Дженни олицетворяет собой контркультуру (антивоенные марши, употребление наркотиков, свободная сексуальная жизнь). На мой взгляд, это олицетворение двух типов культур американского общества второй половины прошлого века, а воссоединение Форреста и Дженни в конце фильма - это реализация мечты об объединении американского общества на базе общих культурных ценностей (возврат к традиционным ценностям - дети, семья, государство).