Образовательный Союз главная заказ каталог публикации


Образовательный союз

 
1.
2.
3.
4.Выбрать готовые работы
Отправить сообщение
 


 Полезное

Заказать автоматические ворота в Рязани

 

Творчество В.Л. Боровиковского 1790-х годов. Особенности художественной манеры
В.Л. Боровиковский - великий мастер русской живописи, известный портретист второй половины 18 века, его наследие - это огромная портретная галерея - один из ценнейших памятников эпохи. Целью данной работы является рассмотрение особенностей художественной манеры и композиционных закономерностей портретов: «М. И. Лопухиной», «князя А. Б. Куракина» и «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке».
1. Портрет М. И. Лопухиной. 1797 г. Москва, Третьяковская галерея. Холст, масло. 72 х 53.
«Портрет М.И. Лопухиной» был написан в 1797 г. и стал одним из самых известных женских образов в русском художественном искусстве. После написания этого портрета Мария Лопухина прожила всего 5 лет, таким образом, это произведение   сохранило её необыкновенную природную красоту, еще детскую непосредственность и женственность на многие века. На мой взгляд, картина очень эмоциональна. Боровиковскому удалось отлично передать как внешний, так и внутренний образ Марии Лопухиной. Это произведение отличает особая сентиментальность и душевность образа девушки. Боровиковский одухотворяет образ Марии Лопухиной, отсюда светлое, воздушное платье девушки в стиле античных красавиц, такие же воздушные кудри волос и главное особое сочетание света и тени. Фигура Марии искусственно подсвечивается Боровиковским, она как бы выходит из тени и освещает окружающее пространство. Автор заливает светом, прежде всего белое платье и лицо девушки, что бы подчеркнуть красоту. В этом портрете Боровиковски воплощает на холсте известные крылатые выражения, которые в те времена любили использовать применительно к красивым женщинам, сравнивая их с Солнцем, бриллиантом и т.д. Особо, хочу отметить, что подобный яркий цвет создает особую атмосферу картины, делает образ модели отличным от других подобных произведений и придает ему особую индивидуальность и неповторимость.
Мария Лопухина на картине Боровиковского в белом платье и цветном шарфе, немного отодвинута вправо, открывая за своей спиной пейзаж. Яркий голубой пояс, добавлен к образу Марии с целью подчеркнуть красоту ее фигуры. Особо хорошо, на мой взгляд Боровиковскому удалось отразить в образе девушки ее личностные качества. Это достигнуто особым расположением модели - девушка как бы припадает на левый локоть, туловище немного развернуто, голова слегка повернута вверх, открывая совершенно удивительный взгляд Марии. Через взгляд и расположение тела автор передает уверенность, независимость, жизнерадостность, добродушие девушки. Образ Марии сочетает в себе, как умеренное кокетство, так и такую умеренную скромность и доверчивость. Девушка совершено свободно и открыто смотрит на мир. Ей нечего скрывать и прятать, отсюда этот необычный свет. Взгляд Марии очень гармоничен сочетает легкую грусть, задумчивость, мечтательность. Сочетанием света и тени Боровиковский подчеркивает нежность, мягкость образа Марии. Лицо девушки прорисовано особо тонко и изящно, каждый его элемент идеально вписывается в общий образ, не противоречит ему, а напротив дополняет.
Стоит сказать о предметах, которыми окружил Боровикорвский образ девушки. Окружением фигуры Лопухиной служит пейзаж - слияние человека с природой популярный прием художников 18 века. Автор наполняет пейзаж типичными русскими национальными элементами - белые берез, голубые васильки, рыжие, сочные колосья ржи, могучий вековой дуб. Однако, Боровиковский делает пейзаж лишь фоном и не больше, он лишает его всякой смысловой и сюжетной нагрузки, дабы не «затенять» центральный образе его картины - Марии. Пейзаж напротив подчеркивает композицию центрального образа. Кудри девушки уходят в тень и дальше, как бы вплетаются в  такие же кудрявые ветви дуба. Наклон ствола дуба соответствует наклону головы девушки, так же на заднем плане наклон ствола березы совпадает наклоном туловища Марии. Яркое пятно неба на заднем фоне картины, соответствует такому же светлому пятну в образе девушки - открытая шея и грудь. Таким образом, пейзаж здесь подчинен центральному образу -  модель.
Девушка опирается на мраморный парапет, на котором красуется роза. Нежность ее юного облика, томность позы оттеняет пышная роза, склонившаяся возле ее локтя справа, у края холста. Портрет выдержан в мягких серо-голубых, розовых, зеленоватых тонах, хорошо гармонирующих с общим замыслом образа.
Мне в этом портрете особенно понравилась реалистичность образа, его жизненность. Образ Марии Лопухиной, здесь представлен не как какой то далекий, идеальный, возвышенный, а как какой то очень близкий, давно знакомый и самый главное вызывающий симпатию и интерес.
Боровиковский в этой своей картине воплощает подобно литераторам идеал красоты русской женщины того времени, наполненный поэтической женственностью, чувственностью, волнующий и интригующий.
2. Портрет князя А. Б. Куракина. 1081-1802 г, холст, масло, 259х175 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет А. Б. Куракина (1801-02) относится к парадным портретам и является одним из самых помпезных портеров Боровиковского. По композиции картина представляет собой традиционный парадный портрет 18 века, где основной задачей является демонстрация высокого социального положения модели. Князь изображен как высокопоставленный вельможа, фигура приближенная к императору Павлу Первому. Портрет князя изобилует богатейшими оттенками золота, алмазным мерцанием и тонкими переливами муара орденских лент. Фон заполнен бархатом, мрамором, дорогими тканями. Господствую официальные, довольно тяжелые тона.
На полотне присутствует множество деталей, говорящих о близости изображенного к монаршей особе. Куракин стоит у подножия бюста императора, а за занавесом открывается вид на императорский дворец. На кресло сброшена мантия с крестом принадлежащая Павлу I.
Центральный элемент композиции образ князя - его лицо. Его Боровиковский наполняет психологическим характеристиками. В фигуре князя автор подчеркивает красоту и атлетичность. Однако, чрезмерная помпезность, на мой взгляд, напыщенность, дает не самую положительную характеристику образу князя. Не даром его называли павлином. Но все же Боровиковский акцентирует внимание на энергичности, гражданственности, благородстве, достоинстве князя, оставляя намек на опытного дворцового интригана, только во второстепенных элементах интерьера и гардероба князя.
Портрет Куракина представляет абсолютно другой образ в отличии от портрета Марии Лопухиной. Прежде всего, совершенно отличен сам реальный образ модели. Это требует от Боровиковского других эмоций и подходов. Однако, общие черты сохраняются. Прежде всего, это та же «подсветка» модели, игра света и тени, пейзаж здесь заменяет вид дворцовой площади Петербурга. Детали этого вида так же повторяют положение центральной модели композиции. Образ князя так же как бы всплывает из тени. Элементы гардероба князя подчеркивают сущностные характеристики его образа. Расположение фигуры - разнонаправленный поворот торса и головы, сходен с образов Марии Лопухиной.
3. «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794., Государственная Третьяковская Галерея, холст, масло 94,5 х 66)
Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами). Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Царица предстает обычной «казанской помещицей», которой как раз и любила казаться в последние годы жизни. Образ Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины - законодательницы». Императрица представлена в полный рост. Вертикаль фигуры совпадает с вертикальной осью полотна, сообщая композиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого: пространства неба и массива кроны дерева, под сенью которой представлена Екатерина. Проницательный взгляд карих глаз Екатерины словно пронизывает наблюдателя, плотно сомкнуты губы, застыли полуулыбке, или раздумье. Высокий воротник «манто» полностью закрывает шею. Элегантная шляпка с атласными лентами и кружевами скрывает лоб и оттеняет лицо, данное в легком трех четвертном повороте. Характерен жест рук: левой - словно указующий в сторону по направлению предстоящего движения и правой удерживающий трость. Она устремляется по алее прямо на зрителя влево, отделяется от тенистого парка, выходит из тени на свет. Мягко скользит брезжущий свет по ее бархатистому сине-лазурному халату с широкими полами, скрывающими фигуру, толстыми складками спадающего до пят. Геометрический центр холста акцентирован на жесте согнутой в локте левой руки, которая создает движение по овалу, продолжаясь в линии кроны листвы дерева. И в этой части картины глаза как «зеркало души» держат композицию, жест руки - придает определенный внутренний и внешний динамизм образу, утонченность которого дополняется присутствием собаки с тонкими гибкими лапами, узкой длинной мордой, повисшими ушами, преданно внимающей своей хозяйке. Густые тени от высокопоставленной дамы с собачкой направлены вправо и вглубь.
Заключение
Боровиковский - портретист, в работах которого тонко отражается индивидуальность модели. Он умеет сочетать в этих портретах неизбежную для такого жанра условность, композиции с правдивой характеристикой модели. Он создает законченные по характеристике образы в совершенной пластической форме. Образы подчеркивает соответствующее сочетание света и тени. Большое значение Боровиковский уделяет деталям интерьера или платья модели. Обязательное условия картин Боровиковского - фон, который выполняет вспомогательную роль - подчеркивает особо важные по мнению художника детали внешнего и внутреннего облика моделей. Центральным элементом картин Боровиковского становится лицо, со всеми эмоциями , мыслями и воспоминаниями, которые он пытался выразить в своих картинах. Важное значение имеет цвет и тон, для передачи специфики образа. Характерная черта работ художника плавность, легкость, мягкость линий. Изгибы, повороты, наклоны становятся часто центральной деталью его картин. Боровиковский стал образцом сентиментального творчества, открывшим дорогу романтизму в русском художественном искусстве.
Список литературы

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М. 1975. 263 с.
Архангельская А. Боровиковский  // Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3-х ч. Сост. М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев. М.: Просвещение. 1989., С. 78-81.
Боровиковский Владимир Лукич // История искусства народов СССР. Том. 4 Искусство конца 17 - 18 веков. Под редакцией А.Ю. Нурок и М.А. Орловой. М.: Изобразительное искусство. 1976. С.106-107.
Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград. 1971 г. 74 с.
Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. М.: Изд.-во МГУ. 1994. 196 с.


 
 Популярное
Роль маркетолога в управлении фирмой (эссе)
Проект административно-территориального деления России (эссе)
Проявление опасных природных процессов на территории Московской области (диплом)
Рефератный бизнес ---
История Бельской волости ---
Ситкомы ---
 

© 2010-2014 гг. "Образовательный Союз". По всем вопросам обращаться к администрации сайта "Образовательный Союз"